Актион :: Финансы
< Назад

«Благодаря BI-системе выявляем лишние ТМЦ за 20 секунд»

Сергей Глебов 1223 место в отрасли по итогам 2020 года 888 баллов

Компания: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕРУДНАЯ КОМПАНИЯ"(АО "ННК")

Отрасль: Торговля оптовая и розничная

Регион: Москва

Бюджет составляете с нуля?

Нет, мы берем за основу исполнение бюджета прошлого года. На первом этапе мы анализируем рынок. После того как понимаем, как изменился спрос на нашу продукцию: щебень, песок, гравий и известь, составляем план продаж. Далее, исходя из бюджета продаж, формируются планы производства для дочерних компаний и другие операционные бюджеты.

Как часто корректируете бюджет?

Мы не корректируем бюджет. Бюджет — это закон, который принимается раз в год. Мы ежемесячно составляем оперативные планы.

Удельная себестоимость продукции растет?

Да. Она не может не расти, так как в стране есть инфляция. Основные затратные статьи нашей себестоимости: электроэнергия, топливо, запасные части и ФОТ. А они все растут вне зависимости от нашего желания.

Какой прирост себестоимости считаете приемлемым?

Стараемся удерживать общий рост затрат на наших предприятиях на уровне инфляции.

По какой-то из статей затрат в прошлом году был перерасход?

Да, по электроэнергии. Из-за роста тарифов расходы по некоторым предприятиям превысили плановые на 5–10 процентов.

Какие меры предприняли, чтобы сократить расходы?

Любая статья затрат формируется исходя из количества потребляемого ресурса и цены на него. Чтобы уменьшить количество потребляемой электроэнергии, там, где это экономически целесообразно, мы установили энергосберегающее оборудование. Цена электроэнергии во многом зависит от того, в какое время дня вы ее потребляете. Поэтому мы выстроили производственный процесс так, чтобы основное потребление приходилось на периоды с минимальной стоимостью киловатт-часа.

У компании в прошлом году были инвестиционные проекты?

Да, на одном из наших дочерних предприятий в Центральной России открыли новую линию по производству кубовидных фракций щебня. В прошлом месяце запустили проект.

Фактические расходы на проект превысили плановые?

Нет, мы вышли на запланированные в инвестиционном проекте цифры.

Что помогло достичь такой точности в составлении инвестиционного плана?

У нас есть принцип: компания не начинает реализовывать инвестиционный проект, пока у нее нет детально проработанного расчета окупаемости, в том числе затратной части. Поскольку проект был связан со стройкой, было важно понимать, кто нам будет это строить и какой у стройки бюджет.

Мы потратили достаточно много времени на проектирование, чтобы избежать потерь в дальнейшем. Ошибки при строительстве обходятся очень дорого, и их не всегда можно исправить без существенных материальных затрат.

Моя рекомендация: прежде чем начинать что-то строить, сделайте максимально детальный проект. Например, если проект заключается в создании нового производственного комплекса, должно быть четкое понимание того, где вы собираетесь строить, что вы собираетесь строить и кто будет строить. Затем, как будут расположены те или иные производственные решения, что у вас с обеспечением электроэнергией и другими ресурсами. И то, о чем часто забывают: если планируете внедрять новую технологию, подумайте, как она вписывается в существующий производственный цикл.

Компания уже подвела итоги полугодия?

Да, мы в бюджете, и это радует.

Два года назад Вы начали внедрять BI-систему. Расскажите подробнее об этом проекте.

У нас достаточно много различных программных продуктов «1С»: учетная система, программы документооборота, управления ремонтами и автотранспортом, но все они живут отдельной жизнью.

Данных много, они интересные, но сформировать единую сводную аналитику в режиме онлайн было невозможно. А без цельной картины результатов бизнес-процессов сложно принимать управленческие решения. Нам приходилось составлять различные отчеты в Excel и Powerpoint. На это уходило много времени. И чтобы из всех этих разрозненных систем сформировать сводную аналитику, мы решили внедрить систему бизнес-аналитики.

Какую систему выбрали и почему?

Мы проанализировали всех существенных игроков на рынке: рассматривали как уже ставшие популярными решения, так и перспективных новичков. В итоге выбрали малоизвестную на момент начала внедрения систему Sisense.

Какие данные сегодня анализируете в BI-системе?

Практически все. Оперативные и финансовые отчеты, производственные отчеты и отчеты по управлению персоналом и снабжению. В результате мы можем анализировать деятельность головной компании и дочерних обществ в различных разрезах, смотреть на показатели в динамике.

Уже есть положительные результаты от внедрения BI-системы?

Один из ярких примеров- мы обратили внимание, что у наших дочерних компаний большие суммы денежных средств заморожены в неликвидных остатках ТМЦ.

В учетной системе этого не было видно. Когда в BI-системе мы построили дашборд «Остатки ТМЦ», то увидели, что запасы сформированы не только за счет покупок прошлых полутора-двух лет. Есть запасные части, купленные более пяти-семи лет назад для оборудования, которое уже не используется.

Дальше возник резонный вопрос: что это такое? Раньше, чтобы ответить на него, нужно было открывать учетную систему, формировать оборотно-сальдовую ведомость по счету 10, создавать безумную таблицу, которую довольно сложно анализировать. Сейчас, чтобы определить, какие материалы когда были куплены, понадобится всего 20 секунд. В результате мы определили список ТМЦ, которые не нужны заводам, продали их и высвободили оборотный капитал.


Кто основные пользователи BI-системы?

Директора дочерних компаний и ключевые сотрудники головной компании.

Что Вы считаете главным достижением своей команды в прошлом году?

В 2018 году мы в очень сжатые сроки открыли кредитную линию в одном из топ-5 российских банков для финансирования крупной сделки по приобретению нового производственного актива. До этого момента мы не сотрудничали с этим банком, начали с нуля и получили финансирование уже через шесть месяцев.

Из каких отделов состоит финансовая служба компании?

Казначейство, бухгалтерия, отдел международной отчетности и департамент планирования и бюджетирования

Когда Вы нанимаете новых сотрудников, на что обращаете внимание в первую очередь?

Например, чтобы финансовый контролер хорошо разбирался в экономике, понимал, как организовано планирование и бюджетирование, хорошо ориентировался во взаимосвязях процессов. Конечно, опыт работы соискателя в производственной компании приветствуется, но если кандидат приходит к нам, например, из ритейла, хорошо разбирается в предмете и успешно решает тестовые кейсы, которые мы ему даем, мы можем предложить ему работу.

Сколько в среднем человек в каждом отделе?

В среднем восемь человек. Самые многочисленные — бухгалтерия и департамент планирования и бюджетирования.

Как выстроена система KPI в. компании?

Есть две группы KPI. Первая — сквозные показатели. Они применяются как в дочерних обществах, так и в головной компании. Например, EBITDA.

Вторая группа — показатели, которые устанавливаются только в дочерних обществах. Например, уменьшение уровня производственного травматизма. Для головной компании такой показатель неприменим, так как в ней нет производства.

Финансовая служба не может непосредственно влиять на EBITDA. С Вашей точки зрения, такой показатель в системе KPI финансовой службы — это правильно?

И да и нет. В сущности, если очень упростить, то EBITDA — это доходы минус операционные расходы. За доходы отвечает коммерческая служба, расходы формирует и несет производственная служба. А финансовая служба — это обеспечивающая функция, основная задача которой — предоставлять достоверную аналитическую информацию для принятия управленческих решений.

И тем не менее я твердо уверен, что финансовая служба влияет на показатель EBITDA, когда разрабатывает корректирующие мероприятия, позволяющие не допустить перерасхода по затратным статьям. То есть, по сути дела, мы подсвечиваем проблемные места и говорим: ребята, обратите внимание на это и на это.

Поэтому мое мнение: несмотря на то что напрямую финансовая служба не влияет ни на доходную, ни на расходную часть, благодаря вот такому анализу мы можем способствовать достижению целей по EBITDA.

На Ваш взгляд, каков ключевой навык финансового директора производственной компании?

Он обязан разбираться в производстве и понимать, как происходит технологический процесс, потому что невозможно предметно заниматься экономикой производства, не понимая, как оно работает

Похожие статьи

Лица рейтинга

«Минус 30 процентов всех затрат за 4 года»

Сконцентрировались на том, чтобы снизить себестоимость продукции. Для этого хотим локализовать производство в России.

Лица рейтинга

«Каждый сэкономленный рубль «Балтика» инвестирует в развитие компании»

Мы оцениваем эффективность ОСМ-процессов так: смотрим на абсолютные изменения затрат к прошлому году и к бюджету, а также анализируем динамику доли затрат в выручке.

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить данные о финансовом директоре!

Рейтинг финансового директора специальный проект Актион Финансы. После регистрации вы сможете оформить пробный доступ к журналу «Финансовый директор», Системе «Финансовый директор», Сервису «Финансовый директор: Контрагенты» и Высшей школе финансового директора. А также пользоваться сайтом fd.ru и остальными проектами

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неизвестная почта или логин
Введите пароль
или