«Поняли, что дебитор утаивает от нас деньги, посмотрев его отчетность»
Мария Жарова 83910 место в отрасли по итогам 2021 года 638.2 баллов
Компания: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕЙКО РУС"(ООО "СЕЙКО РУС")
Отрасль: Торговля оптовая и розничная
Регион: Москва
Какова структура выручки ООО «СЕЙКО РУС»?
Мы дистрибьюторы продукции бренда, у нас есть один крупный субдистрибьютор в России и на данный момент один фирменный бутик нашей марки, в ближайшее время планируем открыть аутлет. Сейчас 30 процентов выручки компании приносит организованная нами розница, а 70 — продажи через субдистрибьютера с эксклюзивными правами на реализацию нашей продукции.
Собственный бутик мы открыли в 2015 году, и это решение было во многом продиктовано стратегией. Сейчас бутик приносит компании стабильную прибыль, но изначально мы были готовы к тому, что это будет отчасти убыточная история. Но это было важно и нужно для имиджа бренда, это был способ сказать покупателю: «SEIKO снова в России». После колоссальной популярности в восьмидесятые годы бренд на некоторое время покинул российский рынок, затем вернулся и сейчас 10 лет активно развивается.
Вы реализуете большую часть товаров через одного дистрибьютора. Как контролируете дебиторку?
Мы реализуем субдистрибьютору продукцию с отсрочкой платежа. За последние годы произошел лишь один случай, который потребовал пристального внимания финансовой службы и обернулся настоящим расследованием.
За первые пять лет субдистрибьютор зарекомендовал себя с положительной стороны: план продаж выполнял, оплата за товар поступала вовремя. У нас сложились достаточно открытые бизнес-отношения, и мы контролировали процесс формально. Но начиная с 2015 года ситуация изменилась. Партнер стал задерживать оплату и просить о дополнительной отсрочке.
Задолженность дистрибьютора выросла вдвое. Мы понимали, что рынок растет медленно, и от контрагента также слышали о том, как сложно сейчас с продажами и оплатами B2B-сделок. Мы даже подписали дополнительное соглашение с субдистрибьютором об увеличении периода отсрочки. В итоге начали испытывать нехватку оборотных средств.
Как вышли из ситуации с проблемной дебиторкой?
Ситуация продолжалась почти два года, и было очевидно, что нужно что-то предпринять. Я решила посмотреть бухгалтерскую отчетность этой компании за последние три года. В бухгалтерском балансе, в строке «Финансовые вложения», я увидела внушительные суммы на конец всех предыдущих отчетных периодов.
Очевидно, что вместо погашения задолженности контрагент направлял средства на депозиты или выдавал краткосрочные займы другим компаниям. Когда я задала представителям финансовой службы субдистрибьютора прямой вопрос, они пытались заверить меня, что это займы другим компаниям их холдинга. Полученную информацию я передала своему генеральному директору.
Мы отказали партнеру в дополнительных платежных преференциях и урегулировали дебиторку. Сейчас проблем с задержкой оплаты больше не возникает.

Как привлекаете финансирование для развития?
Наша иностранная головная компания — стопроцентный акционер ООО «СЕЙКО РУС». Изначально мы получили деньги в качестве вклада в уставный и добавочный капиталы компании, для старта на рынке, роста и развития.
Головной офис не дает нам займов, но частично компенсирует маркетинговые расходы, на все остальные расходы компании хватает дохода в России. Кредиты нам не требуются, мы живем на собственные средства.
Сумму маркетинговых расходов при бюджетировании определяет головная компания?
Да, головная компания анализирует план продаж и сообщает нам, на какую поддержку в части маркетинговых расходов мы можем рассчитывать. По статьям затрат у нас минимальные отклонения факта от плана, исключение — заработная плата персонала и прочие расходы, крайне редко — амортизация основных средств.
Как бюджетируете?
Планы утверждаем поквартально. ООО «СЕЙКО РУС» живет по фискальному году, который начинается в апреле и заканчивается в марте. Поэтому бюджет на следующий фискальный год мы начинаем составлять в феврале. Планируем помесячно и детализированно по статьям затрат.
После того как мы отработаем I квартал, корректируем бюджет на дальнейший период с учетом актуального факта. Методологию используем смешанную, в нашем случае это повышает точность.
План продаж составляем от достигнутого с желаемым приростом, а затраты оцениваем индивидуально, можно сказать, верстаем с нуля.
Сотрудничаете с маркетологами при планировании выручки?
Да, мы работаем сообща, но планы маркетологов всегда оптимистичны, а моя задача как финансового директора найти баланс между желаемым и реальным.
У нас ежегодно проходят международные маркетинговые встречи, на которых представители SEIKO из разных стран обсуждают возможности развития и ситуацию на рынке.
Ваша компания — импортер на российском рынке, как справлялись со скачками валюты?
В 2014 году мы, как и все импортеры, ощутили последствия жесткой динамики курса. Мы понимали, что в ситуации нестабильной экономики компания не может поднимать цены, чтобы компенсировать потери на курсе.
Чтобы не потерять покупателя, нам пришлось пожертвовать прибылью. Это был оправданный ход, ведь у наших покупателей была возможность приобрести часы нашего бренда в других странах по рекомендованной цене в валюте.
Уже восстановили уровень рентабельности до желаемого?
Небольшими шагами мы приближаемся к тому уровню рентабельности, который демонстрировали до 2014 года. Это долгий процесс, рынок продаж растет медленно. Чтобы ускориться, мы действуем сразу в двух направлениях: ищем возможности увеличить продажи и сократить затраты.
Как работаете над сокращением затрат?
Мы дистрибьюторы, поэтому воздействовать напрямую на себестоимость продукта не можем. Но у нас есть возможность сосредоточиться на накладных затратах. Например, нам удалось сэкономить 2,5 процента от себестоимости благодаря оптимизации упаковки.
Все часы SEIKO упаковываются в коробки и фирменные пакеты в зависимости от класса и коллекции. Когда-то было принято решение изготавливать упаковку на территории Российской Федерации, но позже выяснилось, что это обходится нам гораздо дороже, чем импорт аналогичной продукции из Гонконга. Делали несколько итераций сокращения затрат: сперва попытались сменить поставщика в России, затем все же сделали выбор в пользу импорта.
Другой пример — складские издержки. У нас был склад, который был рекомендован нашими партнерами для хранения рекламных материалов. Но в какой-то момент мы стали получать претензии к работе склада из-за ошибочных отгрузок по заявкам. Площадь склада, а следовательно, и расходы необоснованно росли. Когда я сравнила динамику объемов запасов и занимаемой площади, то поняла, что-то не так.
В итоге отправились на склад с ревизией и обнаружили, что хранение было организовано неэффективно — много пустот и лишнего места, за которое мы ежемесячно переплачивали. Мы приняли решение заменить поставщика, я лично нашла другое помещение, долго вела торг по цене, и в результате мы смогли сократить затраты.
На Ваш взгляд, финансовый директор должен заниматься нефинансовыми задачами?
Думаю, это происходит естественным образом, если финансовому директору небезразлична судьба компании. За много лет работы в своей должности я выполняла достаточное количество нефинансовых задач. Например, частично организовывала открытие бутика и даже однажды контролировала оформление витрин. Это были невынужденные задачи, просто я люблю бренд и не могу оставаться в стороне от важных для него процессов, даже если они не имеют отношения к моим непосредственным обязанностям.
Невозможно управлять финансами, не понимая сути процессов, а нефинансовые задачи помогают увидеть бизнес изнутри.
Делегируете часть задач? Есть ли задачи, которые Вы не можете доверить никому?
Раньше таких задач, которые я не могла доверить никому, было гораздо больше. За последние несколько лет я во многом пересмотрела свой подход к делегированию. Много лет я жила по принципу «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», но это утопия для руководителя.
Сейчас тоже есть задачи, которые я не могу делегировать, и часть обязанностей, которые делегировать сложно. Но я заставляю себя доверять компетенциям сотрудников. Десять лет назад я была настоящим «достигатором», могла проводить ночи за работой и даже однажды в собственный день рождения находилась в офисе 16 часов. Теперь все иначе, я понимаю, как важно разумно распоряжаться собственными ресурсами, концентрируясь на самом важном.
Похожие статьи
Лица рейтинга «Мы пересмотрели бизнес‑модель, чтобы оздоровить бизнес»
На сегодня мы практически полностью перестроили систему бюджетирования, ужесточили контроль затрат и согласование платежей.
Лица рейтинга «Мы опережаем стратегию, и для нас это повод повысить планку»
Мы трансформируем ряд процессов как по финансовому блоку, так и по компании в целом. Прежде всего перестраиваем организацию закупок.